Сварщик Григорий Субботин: мы работали на Байконур

Главная »Новости сварки » Интересное о сварке

Григорий Иванович Субботин родился в 1931 году в Свердловской области в поселке Первоисточинском Пригородного района, в 18 километрах от Нижнего Тагила и «Уралвагонзавода.

 

– А зачем нам упоминать «Уралвагонзавод»? – не удержался я.

– Так я там работал, – ответил так, будто удивился моей неосведомленности. – И не только там.

 

Григорий Иванович богатырского телосложения и, несмотря на солидный возраст, довольно крепкий еще мужчина. О таких говорят: кулак – что молот. На парадном костюме – под два десятка наград. Самые дорогие для него – медали «За трудовую доблесть», «50 лет советского танкостроения» и медаль с силуэтом Гагарина – с ней связаны особые воспоминания Григория Субботина.

– А вы знаете, – обращается ко мне председатель совета ветеранов Белореченского района Геннадий Рудометов, в кабинете которого я беседую с четой Субботиных, – Григорий Иванович дает мне уроки сварки. Он ас в этом деле.

 

– Расскажите же о себе, – заинтригованный, прошу я знаменитого сварщика.

– Записывай, – соглашается он, и глаза его молодеют. – Вначале была война. Насколько всем тяжело, понимали и мы, школьники. Голодные, холодные, шли с классным руководителем в лес за дровами. Напилим, наколем поленниц, погрузим верхом в сани и гуськом – кто впереди тащит их, кто толкает сзади. Морозы стояли за 40 градусов. Придешь в школу, а в классе холодище, какой там писать! Вот и шли за дровами…

 

– Для взрослых рабочих паек был – 300 граммов хлеба, – вспоминает мой собеседник. – Нам давали 50. Положишь этот кусочек в рот и сосешь, как конфетку. Выживали тем, что с осени с огорода снимали, – картошку, репу, морковку, редьку. Но запасы быстро заканчивались, и тогда меняли на продукты все ценное из дома… Нас в семье пять ртов было. Отец – инвалид еще с Первой мировой. Не добытчик. Но ребята уже подрастали. Сестра закончила 10 классов и пошла работать. Брат поступил в ФЗУ. А я решил оставить школу и идти работать на «Уралвагонзавод». Поехал туда устраиваться, а у самого ни метрики, ни паспорта. Помог старший брат. Он перешел с завода в ФЗУ мастером и обучал группу сварщиков. Выучил и меня. Сдал я экзамены, получил 3-й разряд и в феврале 47-го пришел в вагонный цех завода…

 

Здесь и началась трудовая биография Григория Субботина. Вместе с другими варил он вагонные платформы и полувагоны. До 10 тысяч платформ прошло через его руки. Работали быстро и слаженно: 15 – 20 минут – и боковина сварена. Потребовалась вертикальная сварка – Григорий освоил и ее. А был-то еще мальчишкой…

 

– Проработал я на вагонах три года, пропустил по конвейеру десятки тысяч вагонов, – рассказывает Григорий Иванович. – Каждая «нитка» – 13 – 14 вагонов в смену. А мы делали и по две, и по три нитки, а как-то во время авральной 12-часовой смены выдали 98 вагонов! Этот рекорд долго потом держался на заводе.

А рядом с вагоностроительным был танкостроительный завод, куда требовались специалисты по сварному делу. Вот директору завода кто-то и шепнул: на вагоностроительном, мол, классный сварщик есть – Субботин.

 

– Вызывают меня к этому директору, – рассказывает Григорий Иванович. – Я сразу понял, в чем дело, и хотел отказаться. Прошел через охрану смельчаком этаким, а в кабинет директорский сунулся, а там – полковники, подполковники, капитаны, военпреды. Я и оробел. В общем – согласился. Хотя никто моего согласия особо и не спрашивал. У военных свои порядки.

Там в цехах были инспекторы по сварке, так как каждый год пересдавали экзамены на переквалификацию. Решили проверить, что я умею. Я взял пластину и как зашпарю!

«Молодец! – сказали. – Сдал экзамен». И сразу меня на ответственный узел – трубы волонтиров ?? варить.

 

Конструкторы разрабатывали все новые и новые бронированные машины, и в каждой из них – от знаменитой, проверенной боями Т-34 до более поздних Т-72 и ее модификаций – была доля труда сварщика Субботина.

Но вскоре его танковая эпопея закончилась. В 1953 году Григория Ивановича в числе 12 лучших сварщиков завода направили на только что образованный секретный участок № 400. Поставили задачу: в кратчайший срок освоить сварку цветных металлов. Для этих целей была создана целая сварочная лаборатория, ведь ни опыта, ни технологии подобных работ еще не было.

 

– С металлургических заводов завезли сплав АМЦ-18 (расшифровывается, если не ошибаюсь: алюминий, медь и цинк) – прокат, листы 6 миллиметров толщиной, – рассказывает Григорий Иванович. – Как варить? Чем варить? Никто еще не знал. И электродов соответствующих не было. Потом уже в нашей лаборатории разработали электроды для сварки цветного металла. Сначала нагревали его до температуры 400 – 420 градусов и только потом начинали варить. Сварочный шов просвечивался под рентгеновским аппаратом. И рентгенологи были уже обучены, знали технологию допуска. Сваренные котлы, пятикубовые емкости РЖК, цистерны для жидкого кислорода и другие изделия из цветных металлов мы поставляли на Байконур…

 

Потом они услышали по радио сообщение ТАСС о запуске первого искусственного спутника Земли, с затаенным дыханием ловили прорвавшиеся из космоса его «пи-пи-пи-пи». Вместе со всеми аплодировали четвероногим космонавтам – Лайке и Белке со Стрелкой. А в 1961 году услышали имя первого покорителя космоса Юрия Гагарина. Это были блистательные победы советского народа, свой вклад в которую вложил и Григорий Иванович Субботин.

kubnews.ru


Главная »Новости сварки » Интересное о сварке | Просмотров: 1602 | Теги: электроды, сварщик, сварка


Похожие материалы:


Сварочные аксессуары в ассортименте:

Сварные байки



Прокомментируйте своё видение
Имя *:
Email *:
Код *:

Будьте с нами

Центр Сварки 21 в Вконтакте Центр Сварки 21 на Ютуб Центр Сварки 21 в Лавжурнал Центр Сварки 21 в Тумблер

Поиск

Реклама

Опрос

Вам нравится с нами работать?
Каталог сварочного оборудования