Шухов в ряду всех изобретателей более всех выделяется изящностью металлических конструкций, словно художник оживляет инженерные проекты ажурной сетчатой «живописью».
Одаренный инженер из Курской губернии Владимир Шухов (1853-1939) создал для России так много, но мало кто знает его имя. Сохранилось в архивах более сотни чертежей и фотографий гиперболоидных башен, нефтеналивных барж, мостов и других конструкций, созданных гением Шухова. Разработанные Шуховым технологии ныне массово используются в сфере нефтепереработки и транспортировки нефти.
Шухов в ряду всех изобретателей более всех выделяется изящностью металлических конструкций, словно художник оживляет инженерные проекты ажурной сетчатой «живописью». Его конструкции можно увидеть и сейчас. Это стеклянная крыша ГУМа на Красной Площади (1889-1894 гг.), светопрозрачные перекрытия Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина (1898-1912 гг.) , уникальное крытое пространство операционного зала с потолком «световым фонарем» в здании Московского международного торгового банка, перекрытия залов Киевского вокзала в Москве (1912-1917 гг.) и еще десятки зданий в Москве от торговых пассажей до перекрытий цехов и трамвайных депо.
Владимир Шухов спроектировал 417 железнодорожных мостов , в том числе через Днепр, Оку, Волгу, Енисей.
Всего по всей России по проектам Шухова было построено более 200 стальных гиперболоидных башен, в числе которых Шуховская башня в Краснодаре. Эта стальная ажурная конструкция была построена в 1932 году и использовалась как водонапорная башня до1957 года. На сегодняшний день сохранилось лишь12 подобных конструкций. Одна из них знаменитая телевышка на Шаболовке - тоже творение его ума, которое построено в 1922 году для трансляций радиопередач, на долгое время ставшее самым высоким сооружением России. Под впечатлением от гигантской телевышки А. Н. Толстой написал роман «Гиперболоид инженера Гарина».
Первый нефтепровод России создан был так же Владимиром Шуховым, его длина была всего 10 километров. В 19 веке нефть хранилась в открытых котлованах и перевозили ее в бочках на телегах или на пароходах, а добывать и использовать умели лишь керосин для освещения. Мазут и бензин оставались в котлованах, как отходы , и загрязняли окружающую среду.
В 1878 году Шухов разработал оригинальную конструкцию цилиндрического металлического резервуара для хранения нефти. Через год нефть перестали хранить в котлованах. В 1879 году он запатентовал форсунку для сжигания мазута. Кстати сказать, Менделеев высоко оценил вклад Шухова в использование мазута. Вскоре были созданы насосы для подъема нефти из скважин, изобретен эрлифт (газлифт), спроектирована первая в мире промышленная установка непрерывного термического крекинга нефти. Шухов стал автором проектов первых российских магистральных нефтепроводов.
«Первый нефтепровод, насосы для перекачки нефти, первый трубопровод для транспортировки керосина и резервуары для хранения нефтепродуктов, первые наливные баржи, переработка нефти и создание крекинга – все это В. Г. Шухов». – Так оценил его вклад в развитие нефтяной промышленности Вагит Алекперов, президент нефтяной компании «Лукойл».