Сергей Вуколов - один из авторов музейного проекта «Музей внутри и снаружи». Именно его «паук-визитница» украшал прошлой осенью Пале-Рояль, а женщина с часами - железнодорожный вокзал. Огромный веер до сих пор висит над входом в музей имени Блещунова.
«Художником я бы себя не назвал, как и кузнецом, - рассказывает Сергей. - Что ж это за кузнец без наковальни! Мне по духу близка художественная сварка – может, есть какая-то производная от этого занятия. Все, что меня связывает с кузнечным делом – аргон и ювелирная горелка. В перспективе планирую обзавестись плазменным резаком по металлу».
Когда есть «час та натхнення», мастер создает различные арт-объекты из металла - от женщин из проволоки в полный рост, до странных геометрических фантазий. Когда надо заработать, занимается производством театрального реквизита и металлической мебели (тумбочек, верстаков и т.п.). Сейчас Вуколов осваивает технологию вакуумной формовки пластиковых изделий. Агрегат для этого уже создан. Своими, между прочим, руками.
Внезапно богатым на кузнечные традиции оказался город-спутник Южный. Здесь есть целый парк кованых скульптур. Главный его «садовод» - Петр Иванович Кутинец, директор южненского дворца культуры.
«У нас уже семь лет проходит фестиваль «Украина, йой». В нем принимают участие мастеровые люди со всей Украины. Каждый год мы определяем направление народного творчества и оплачиваем проезд, проживание и питание десяти-пятнадцати мастерам из разных концов страны, занимающихся самыми разными ремеслами. Мы собирали вышивальщиц, художников, гончаров, а первыми к нам приехали кузнецы. Так в Южном и появилось «Древо единения» - металлическая яблоня, один из первых наших железных памятников. Эта композиция очень важна для Южного, поскольку еще 40 лет назад никакого города не существовало, и на его месте была пустая степь. Завод, порт и населенный пункт строили люди со всей страны, и это результат подлинного единения!»
По словам работника культуры, проект оказался удачным: яблоня «цветет» до сих пор. Мэрия пару лет назад решила, что кузнечное дело станет обязательной частью программы фестиваля. Произведения железных дел мастеров, естественно, остаются в Южном, украшая металлический парк.
Следующий наш герой, Алексей Сусликов, работает обычным кузнецом в обычной кузнечной лавке, расположенной на Объездной дороге. Садовый декор, сельскохозяйственные инструменты, принадлежности для камина и прочие мелочи (как полезные в быту, так и буржуазные излишества) – такова номенклатура изделий его предприятия. Все это пользуется определенным спросом у жителей города и близлежащих сел. А для души Алексей рисует. Точнее, делает картины. Понятно, не красками, а из железа.
«Нравится фэнтези, так и развлекаюсь, - говорит он. – Вот дракон, который золото стережет. Может, кому-то такая картина и уйдет, а может, и у меня останется висеть. Делалось ведь не на продажу, а для красоты. До этой картины была работа посложнее: полноценный драккар, боевая ладья викингов в масштабе 20 к одному. Каркас, голова, мачты-доски… Все, что можно было, выковал собственными руками. Сейчас «плавает» мой драккар у друзей в Днепропетровске».
По словам кузнеца, соотношение между «творчеством» и «рутиной» в работе кузнеца всегда зависит от целей, которые ставит заказчик. Многие вещи, выставленные в лавке, носят чисто утилитарный характер. Но частенько приходят клиенты, которые готовы и подождать, и согласиться с авторским взглядом, чтобы получить не простые подсвечник или перила на лестницу, а неповторимые, выполненные, что называется, «с душой». На производство таких вещей могут уйти многие недели: подготовка материала, нарезка, чеканка, сварка – все нужно делать вручную.
Ну и последним в нашем небольшом обзоре одесских мастеров по железу станет Дмитрий Эйдер. Кузнец с более чем десятилетнем стажем работы, специализирующийся на оружии, последние пару лет проживает под Одессой, в Троицком Беляевского района. И этот факт мастер находит сугубо положительным обстоятельством.
«Город безумно надоел, тут и объяснять нечего. Поэтому как только представилась возможность, переехал с семьей на волю. Осели в Троицком. Здесь и работать спокойней, и охота, рыбалка, жизнь на природе - все намного проще. Конечно, приходится начинать все с нуля: с весны буду отстраивать себе новую кузницу, а пока и смотреть особо не на что. Сейчас подвожу коммуникации, готовлю документы, езжу на фестивали».
Оружейная специализация подразумевает как реставрацию оригинальных вещей, так и воссоздание исторических прототипов. Посему продукцию кузницы «Дархан» можно увидеть и на профессиональных кузнечных ярмарках, и на всевозможных «рыцарских» мероприятиях.
Ковка холодного оружия для Дмитрия - и призвание, и основной вид деятельности. Увы, экономически обоснованным его назвать невероятно сложно: на производство одного-единственного экземпляра уходит колоссальное количество ресурсов - тут вам и дамасская сталь, и работы по дереву, и ювелирка. Рынок диктует свои условия, а потому, чтобы продать результат кропотливого труда, приходится выставлять минимальные цены, и звание заслуженного кузнеца Украины к добавочной стоимости прибавляет немного.