Идея постройки багги Михаилу пришла из интернета.
Желание приложить к чему-нибудь руки требовало воплощения, но, как это часто бывает, упиралось в ограниченный бюджет. Аппарат требовался для души, поэтому одним из условий была простота и дешевизна проекта: чтобы багги можно было "развалить", а затем быстро и недорого привести в порядок. Сказано - сделано.
"Изначально мне понравился аппарат, изготовленный на базе "запорожца". Минимум переделок, главное - хорошая рама. Но, пообщавшись с владельцем такого багги, понял, что аппарат скорее прогулочный, чем "боевой". Мне же хотелось, чтобы машина ехала и управлялась и в снегу, и в грязи. Поэтому была нужна другая рама, другая форма, возможно, другой мотор. Хотелось большей универсальности и мощности".
Заручившись поддержкой друга, который помогает Михаилу на каждом этапе, парни приступили к поиску автомобилей 1990-х годов. Основным требованием являлся "живой" двигатель и узлы, а вот состояние кузова особо не беспокоило. После поисков был куплен Golf II, который как раз соответствовал требованиям и стоил приемлемых денег. Работа закипела: старичок Golf был за ночь разрезан на части.
"Над постройкой багги трудились с товарищем, поэтому в кабине нужно было предусмотреть два места. Нашли чертежи в интернете, хотя чертежами их в полной мере не назовешь - половины размеров просто не было. То изгиб не такой получится, то размеры не сойдутся. Все делалось методом проб и ошибок, получалась своего рода импровизация. Четкого представления о том, что должно получиться в итоге, не было".
Ни Михаил, ни его товарищ не имели необходимого опыта работы со сваркой. И на этапе изготовления каркаса как нельзя вовремя на помощь пришел отец одного из знакомых, за плечами которого многолетний опыт работы с металлом.
Помимо непосредственно сварки именно от него парни получали ценные советы: где и как лучше усилить или подрезать, на что стоит тратить силы, а на что - нет. На все понадобилось около 50 метров труб. После сборки каркаса начались эксперименты с подвеской.
"Багги получился достаточно низким, куда-то на нем проехать оказалось тяжеловато. Подвеска от Golf требовала доработки, управляемость оставляла желать лучшего. Подбирали и переделывали рычаги три раза, установили другие амортизаторы, подобрали пружины с четвертого раза. Подвеска - комбинация запчастей от Volkswagen, Audi и "жигулей". Диски и тормоза сзади остались от Golf, спереди - "жигулевские". Усилитель тормозов - от "москвича"
Нынешние передние рычаги самодельные, разработать удачную конструкцию вышло со второй попытки. Регулировочные муфты - от "жигулей", от них же сайлент-блоки. А вот втулки делал токарь. Положение амортизатора можно регулировать, от него же зависит и ширина колеи.
Пришлось поэкспериментировать и с рулевой рейкой - принцип ее расположения дважды изменялся. "Кулаки" - от "жигулей", наконечник рулевой тяги от "Нивы" был нагрет и изогнут под машину. Рулевая тяга уже от Golf, как и рулевая рейка. Соединительную муфту для руля пришлось укоротить.
И именно на такой сборке Михаилу удалось прийти к балансу. Благо в подвеске предусмотрено несколько узлов регулировки. Заднюю часть также приподняли при помощи прокладок.
"Единственное на данный момент пожелание - сделать багги еще выше, установить колеса больше. Но для этого придется значительно переделывать проект. А ездить когда?"
Топливный бак достался от Webasto. Его объема хватает на 1,5-2 часа езды. О точном расходе доподлинно неизвестно, но по прикидкам Михаила он должен быть не больше 25 л при режиме "газ" в пол": "Обычно я заливаю 5 литров, и этого хватает, чтобы уехать довольным".
Еще одна проблема, которую предстоит решить, - некорректная работа двигателя на холостом ходу.
"Изначально был установлен карбюратор Solex. Он был очень… экономичным. Его расточили, подобрали другие жиклеры, но постоянные переливы надоели. В итоге ему на замену пришел Pierburg 2E, однако его еще предстоит довести до ума".
Переделки коснулись и термостата, от которого попросту избавились. По словам Михаила, с термостатом автомобилю было жарко. Не лучшим образом влияет на охлаждение расположение вентилятора у выхлопной трубы: еще один вентилятор не был бы лишним.
Вид "кузова" также далеко не окончательный. Вопрос с задними подкрылками решен, с передними - еще нет. Попытки их установки были, но должной жесткости крепления добиться не удалось. К утилитарным вещам относится и каркас из труб перед задними колесами, которого сразу не было. Так и колеса защищены, и можно использовать его в качестве подножки. Одна из немногих вещей, сделанная исключительно для красоты, - спойлер, который вот-вот должен был отправиться на свалку.
А вот "кенгурятник" держится намертво и помимо декортивной несет еще и утилитарную функцию: "В "кенгурятник" будут добавлены распорки, чтобы общий вид стал интереснее. Но даже в таком виде он позволяет при необходимости "дернуть" багги или на крайний случай приподнять вдвоем, если забуксовали. Общий вес всего аппарата составляет примерно 500 килограммов".
В "салоне" царит минимализм. Изначально были установлены сиденья от Golf II, но с ними голова упиралась в каркас. Зато как нельзя кстати пришлись завалявшиеся сиденья от старого "Икаруса". Водительское регулируется вперед-назад, сиденье штурмана приварено.
Педаль "газа" изначально была напольная, но в таком формате постоянно заедал тросик. Решением проблемы оказался ее перенос на "потолок".
Кулису коробки передач расположить по центру пока не удалось. Ключевое слово "пока", поскольку желание разместить ее в более традиционном месте не покидает. К нынешнему расположению рычага пришлось привыкать, но особых неудобств он не доставляет.
Тахометр, спидометр, датчик давления масла, сигнал - все это в планах. Пока что на приборную панель выведено зажигание, управление светом и вентилятором. Фары установлены от погрузчика.
"Знаю, что многие устанавливают 4 фары, но мне достаточно этих двух. А вот чего не хватает, так это рабочих задних фонарей, до подключения которых пока никак не могу добраться. Хочется приблизить багги к штатным автомобилям, в том числе добавить приборы. Хотя, если вести речь о том же спидометре, особой нужды в нем нет: во время езды все внимание сосредоточено на дороге и управлении".
По приблизительной оценке Михаила создание багги обошлось примерно в $1500. Самые важные работы завершены, остается лишь оттачивать некоторые моменты и доводить аппарат до ума в мелочах. Дальше - "взрослый" этап: ремни безопасности, лафет и закрытые специализированные трассы.
Андрей ГОРЕЛИК, фото автора, ABW.BY