Научный сотрудник Института теоретической и прикладной механики им.С.А.Христиановича (ИТПМ, Новосибирск) Александр Маликов предложил использовать редкоземельный металл скандий для упрочнения сварного шва при лазерной сварке алюминия в авиастроении , сообщает Интерфакс со ссылкой на издание Сибирского отделения РАН "Наука в Сибири".
В отделении РАН отмечают, что лазерная сварка является перспективной заменой клепаного соединения в авиастроении: производительность повышается в 30 раз, кроме того, экономится около 1 тонны металла на один самолет.
А.Маликов предложил наносить скандий, который является очень дорогим металлом, только на место будущего сварного шва, и затем с помощью лазера добиться равномерного распределения скандия в листе металла, не допуская его избытка, потому что в этом случае соединение станет хрупким.
Оптимальный объем скандия ученые будут подбирать экспериментально. Кроме того, шов должен пройти различные виды обработки, которые применяются на авиазаводах, а потом, опять же, проверку крепости.
"В нашем институте есть проект по титановым сплавам - показано, что для них применение определенных наночастиц позволяет увеличить прочность сварного участка, причем, ее показатели получаются выше, чем у основного материала. Опираясь на тот опыт, мы хотим получить нечто похожее и на алюминиевых сплавах", - цитирует издание А.Маликова. Дальше полученные сварные соединения должны пройти аттестацию во Всероссийском институте авиационных материалов (ВИАМ).
Ранее сообщалось, что Всероссийский институт авиационных материалов (ВИАМ) уже провел испытания авиационных деталей, соединенных методом лазерной сварки, разработанным в ИТПМ.
Как сообщалось, разработанный в ИТПМ метод позволяет сваривать металлы, которые раньше считались несвариваемыми, например, титан и сталь.
Лазерная сварка, в отличие от классических способов, обладает уникальным свойством - кинжальным проплавлением. Благодаря применению наночастиц специальной керамики, которые перемешиваются с материалом в расплаве и становятся центрами кристаллизации, удается избежать образования длинных кристаллов-дендритов, и прочность соединения увеличивается в несколько раз.
Технологию опробовали сначала на однородных материалах, затем ученым удалось соединить титан, сталь и медь.