Его работы периодически появляются на площади перед кинотеатром “Москва” в Ереване. Могучие быки, угрюмые медведи, легкие лошади, сваренные из каких-то железяк, труб, деталей механизмов, выглядят как живые. Они становятся излюбленным фоном фотографий на память как для ереванцев, так и для гостей столицы.
Его зовут Ара Алекян. В ереванской квартире Алекянов по стенам “ползают” огромные пауки и скорпионы. Настенное бра – жук, излучающий свет из-под жестких крыльев. В проходе между комнатой и кухней висит большая колючая рыба. Понятно, что это все - работы мастера.
Родился он в 1959 году в небольшом армянском городке Веди, где сегодня находится его мастерская. “Если я там не работаю, с художественной точки зрения она неинтересна, просто склад металлолома”, -- говорит он.
Еще в детстве хотел стать художником, посещал художественную школу. Попробовал поступить в Училище изобразительных искусств имени П.Терлемезяна, но с первого раза не получилось, завалил один экзамен. Заинтересовался ваянием. Поступив в училище со второй попытки, вышел из него уже как скульптор. А в 1985-ом окончил факультет скульптуры Ереванской государственной академии искусств.
В 1989 году Ара поступил в Армянский филиал Российской академии художественного искусства. Но, как сам с улыбкой признается, этот многолетний учебный марафон мало что дал ему, потому что он уже точно решил для себя, что и как надо делать.
- Скульптура обычно начинается с каркаса, - рассказывает он. - Мой педагог Адибек Григорян в училище Терлемезяна говорил, что правильно связанный каркас – девяносто процентов дела. Если он сделан правильно, впоследствии в работе не будет проблем. Я очень любил собирать каркасы, они у меня получались красивыми. Лепил на них местами пластилин, а Ара Арутюнян говорил: “ Вот уже красиво, больше не трогай. Жаль нельзя в гипс или бронзу перевести, пластилин плавится.”
А уже в конце учебы предложил: “А нельзя ли все это делать на сварке?”
Вначале я думал об автогене, чтобы наплавлять металл на каркас. Сделал статуэтку танцовщицы, для малых работ это получалось.
Но однажды в биологическом кабинете заочной школы, директором которой был мой отец, я увидел скелет рыбы и задумал сделать рыбу. Она была большая, и метод наплава металла на каркас не подходил. И я стал изучать технику электросварки, наваривать на каркас металлические элементы.
Когда я начинал, меня вдохновляло творчество французского скульптора Сезара Бальдаччини. Но потом я нашел свой путь, вернее, металл указал мне мой путь. И уже стало неинтересно, кто что делает.
Когда появляется идея, начинаю искать материалы для ее осуществления. Редко, но бывают исключения, когда материал подсказывает конкретную идею. Порой уходят недели на поиск нужной детали. Собираю на свалках, нахожу в пунктах сбора металла. Случается, что при работе над новым образом, вдруг кстати приходится железка, на которую многие годы не обращал внимания.
Работаю по воображению, без предварительных эскизов или набросков, представляя в пространстве будущий образ. Начинаю с какой-то части тела, например, с ноги. Продвигаюсь дальше, наращивая объем. Необходимо чувствовать то, что хочешь сделать, передать характер, темперамент образа. Вопрос не в том, какую скульптуру собираешься делать. Создаешь то, что в данный момент тебе интересно. Я вкладываю в работу любовь и душу. Бывает, что за один день делаешь работу десяти, а бывает, что несколько дней находишься в простое. Нужно вдохновение, соответствующий настрой.
Сначала детали скрепляю слабо, чтобы можно было в процессе их переставить или заменить. Когда заканчиваю, приглашаю сварщика, он закрепляет мои сварки, зачищает швы. Чтобы скульптуры можно было перемещать, делаю их из отдельных частей, которые потом собираются на месте с помощью крепежных элементов, ведь они весят несколько сот килограммов и даже больше.
В Подмосковном городе Клин есть завод, производящий изделия из металла. Его директор, армянин, пригласил меня. Им предстояло участие в 2011 году на “Евроэкспо” в Дюссельдорфе. И в павильоне десять на десять метров должны были разместить свою экспозицию. Я предложил им сделать огромного паука из металлических элементов их продукции. Они загорелись этой идеей. В качестве слогана предложил вариант: “Из нашего металла можно делать не только прикладные изделия, но и произведения искусства”. Мой паук был виден издалека. Все, кто приходил на выставку, в первую очередь стремились попасть туда. Поскольку выставку посещало ежедневно до двухсот тысяч человек, павильон пользовался огромной популярностью, а коммерческий успех превзошел все ожидания.
Одной из излюбленных тем скульптора являются животные, звери.
-Да, я много работал в анималистическом направлении, -- продолжает Ара свой рассказ. - В Брюсселе установлены четыре большие скульптуры – медведь, бык и две лошади. Был издан каталог двухсот лучших скульптур города, куда попала и одна из моих лошадей.
Но у меня есть работы и в другом жанре. В 1989 году я сделал скульптуру королевской четы, она сейчас находится в Москве, затем были “Дон Кихот”, “Распятие”, “Танцовщица”, “Адам”, “Натурщица”. Есть цикл работ “Параджанов”. В одной из работ я наполнил голову режиссера колесиками, шестеренками. Я сбоку приделал колесико с ручкой, как в старых кинокамерах. Когда его крутишь, раздается звук, как будто работает старый кинопроектор. Так я хотел образно показать причастность Параджанова к миру кино.
- Обычно скульптуры, памятники открывают снятием белого покрывала. Я подумал, что это можно делать по-иному. Ведь мои произведения рождаются из огня и металла. Когда в Благовещенске в июле 2014 года, на набережной Амура, открывали моего быка, городские власти устроили красочное файер-шоу с участием танцоров стиля хип-хоп и жонглеров огнем.
В 2005 режиссер Сурен Тер-Григорян снял обо мне двенадцатиминутный фильм “Рожденный в огне” и повез его во Францию на кинофестиваль.
Он был посвящен лошадям, более четырехсот фильмов было представлено. Организаторы посмотрели наш диск минут пять и отложили – не по теме. Сварщик, какие-то железки и - никаких лошадей. Но в конце конкурсного отбора кто-то предложил все-таки досмотреть фильм до конца. И когда они поняли, что из этих отходов металла скульптор создает коня, фильму безоговорочно присудили главный приз.
Павел Джангиров, Армянский музей Москвы