В Ставрополе на днях появился свой "Витязь". Былинный персонаж верхом на боевом скакуне с копьем и палицей изготовлен из железных бочек, металлолома и запчастей. Такой стиль - фирменный почерк мастера, как он сам говорит, "анепластики" Василия Чуйкова.
Его мастерская на чердаке частного дома до потолка заставлена сотнями старых вещей: картинами, раритетными телефонами, плакатами, музыкальными инструментами, бюстами, значками и многим-многим другим.
- Мне они требуются для подпитки творческой энергетики. Предметы, которые здесь находятся, коллекционирую с трех лет, а начинал с фантиков от конфет, - рассказывает художник.
А рядом - небольшие металлические фигуры, сделанные из всевозможных металлических частей: скульптуры в стиле "анепластики".
Термин "анепластика" придумал сам Чуйков (если перевернуть слово, получается "пластический анекдот") еще в 1990 году, когда в одном журнале прочитал материал о санкт-петербургском скульпторе, уехавшем в США. Причем статья была разгромная: мол, здесь занимался скульптурой, а в Америке черт-те чем - делает какие-то "пластические анекдоты". А вот Василию Чуйкову эти работы понравились. Хотя у подобного направления есть и другой термин - "ресайклинг".
Первые "пластические анекдоты" украсили столицу Ставрополья в 2007 году. Правда, на улицах один за другим появились именно большие арт-объекты, которые создавались обычно по заказу местных фирм в рекламных и развлекательных целях. Зато в каждом угадывается фирменный стиль художника - его иронический оттенок. Первые же работы в жанре "анепластики" были небольшими и "серьезными".
- Вот для этой композиции использована простреленная гильза, и посвящается она ставропольскому художнику Владимиру Саврасову, он умер в прошлом году, - рассказывает Василий Петрович и ставит на стол скульптуру сантиметров 50 высотой, которая изображает стоящего художника с кистью и палитрой. Туловище сделано из крупнокалиберной гильзы, разорванной в разных местах. - Называется "Не свернувший с пути". Саврасова в советские времена власти сильно "прессовали", подвергали гонениям, но он не изменял принципам в своем творчестве.
Над крупными скульптурами мастер работает не в своей мастерской, а в гараже, ведь, чтобы поднять их на третий этаж, пришлось бы каждый раз заказывать подъемный кран - работы весят до полутонны. А помогает ему соединять части опытный сварщик Александр Слободенюк. Иногда приходится звать и третьего человека, если детали особенно крупные.
Сейчас подобных произведений Чуйкова установлено уже больше 40. Семнадцать работ скульптора находятся в Ставрополе, десять - в Пятигорске, остальные разбросаны по стране - Дербент, Нальчик, Волгоград, Санкт-Петербург, Москва.
- Большинство из них носят развлекательно-рекламный характер. Клиенты всегда рассчитывают, что заказ привлечет внимание к ним, заставит человека остановиться рядом, сфотографироваться, - признается мастер. - Я это называю шоковым дизайном, который человека должен затормозить. К обычной рекламе все уже настолько привыкли, что практически не обращают на нее внимания.
Материалы для своего творчества ставропольчанин собирает везде: в пунктах приема металлолома, на СТО, что-то привозят знакомые, некоторые детали находит сам через рекламу в газетах.
Кстати. В ближайших планах необычного художника - заняться ассамбляжем (искусством, родственным коллажу). В нем объемные детали и предметы используются, чтобы передать визуальные образы. А после выхода на пенсию Василий Чуйков мечтает перебраться в поселок Рыздвяный под городом Изобильным, где он учился, и открыть там детскую художественную школу и музей.
Михаил Сухарев, Российская газета