Рабочий, сварщик – основатель, создатель уникального вепсского этнографического музея

Главная» Статьи » Искусство сварки

22 сентября Рюрику Петровичу Лонину исполнилось бы 85 лет. Рабочий, сварщик – основатель, создатель уникального вепсского этнографического музея в Шелтозере. Его так и называли – главный вепс.

Рюрик Лонин родился в семье каменотеса и малограмотной крестьянки в вепсском селе Каскесручей. Почему Рюрик? Вепсы иногда называли своих детей странными именами. Может, он назван в честь новгородского князя – первого князя Древней Руси, которого некоторые считают по происхождению вепсом? Ведь камнеруб Петр Лонин, занимаясь отхожими промыслами, мог где-то слышать эту легенду. Каменотесы жили недолго. Кварцитная пыль часто съедала их легкие.

 

Малый, загадочный, древний вепсский народ является ключом к пониманию многих глобальных явлений. Не зря некоторые финские исследователи считают вепсский язык северным санскритом, который послужил языковым корнем всей семьи финно-угорских народов. Но с конца 30-х годов прошлого века вепсский народ и его язык оказались под запретом, плавясь в котле формирующейся новой исторической общности.

Рюрик Лонин не стерпел ожидания безвременного счастья, обещанного народу, не вынес запретов говорить на вепсском языке, преподавание которого было официально запрещено в 1937 году, а авторы вепсского букваря и учебников репрессированы. Он начал действовать. Стал собирать коллекцию будущего музея, превратив свой дом в склад. Объехал всю вепсскую округу, выпрашивая у стариков и старушек утварь, а главное, записывая их колыбельные, причитания, плачи, песни, обычаи…

 

Как и когда Рюрик Лонин заболел идеей сохранить культуру своего народа? Как он превратился в шукшинского чудика, над которым обычно потешаются и порой принимают за сумасшедшего? Это отдельная тема. Усложняю задачу. Как человек с образованием в семь классов, ремесленным училищем, профессией слесаря, потом сварщика написал семь книг, создал уникальный музей, преподавал вепсский язык, стал научным сотрудником, к которому приезжали за советом доктора наук? После ремесленного училища он работал в Петрозаводске слесарем на ОТЗ. И все же Рюрик вернулся обратно в село. Земляков-вепсов стал записывать еще в городе, но вовремя понял, что его место, его миссия – на родных просторах.

 

Сколько надо было потратить сил для борьбы с бюрократией, чтобы добиться для организации музея маленького помещения в шелтозерской библиотеке, а затем перенести его в дом Мелькиных, которому недавно исполнилось 200 лет! Надо было стать вепсским Гераклом, чтобы отстоять дом Мелькиных в Шелтозеро, когда было принято ошибочное решение переместить его на остров Кижи. Да, подвигов у Рюрика Петровича побольше, чем у героя мифов Древней Греции.

 

В нем жил талант педагога. Он преподавал вепсский язык в шелтозерской школе, а как он беседовал с детьми! Когда открылся уголок музея в библиотеке, Рюрик Лонин открывал экспозицию в часы приезда бочки с молоком, располагавшейся напротив музея и к которой выстраивалась очередь в основном из детей с бидончиками. Пока очередь за молоком двигалась, Рюрик Петрович приглашал в музей ребятишек и рассказывал им, передавая свой интерес, пробуждал чувство национального достоинства, просто общался. Эта молочная история может быть поставлена в один ряд с библейскими…

 

С 1993 года, руководя историческим отделением Республиканской школьной академии, я привозил к Р.П. Лонину ребятишек со всей Карелии и наблюдал, как он рассказывал им о своем детище. Скупой на эмоции вепсский сфинкс преображался – глаза его загорались. Он говорил с вепсским акцентом, подбирая нужные слова. Я привозил в Шелтозеро детей не для того, чтобы все они пошли в этнографы. Просто хотелось показать увлеченного человека, Личность. Хотя из той когорты школьных академиков вышло немало историков, музейщиков, да просто хороших людей, знающих цену духовной пищи.

 

Этому вепсскому Дон Кихоту, конечно, помогали люди. Особенно его поддержала карельская наука, разглядев в нем уникального носителя историко-культурного опыта народа, своего коллегу, поборника и просветителя. Когда его впервые пригласили в карельский научный институт истории, языка и литературы, он долго советовался с мамой, в каком костюме предстать перед учеными. «Поезжай в одежде слесаря», – посоветовала мать. Мол, оставайся самим собой. Рюрик не перечил, но признавался, что цивильный пиджак все-таки захватил с собой. Конечно, он комплексовал, переживал свою «необразованность». Но ученые, знавшие его, по сей день утверждают, что говорили с этим самородком на равных, без тени высокомерия и снисходительности. И он мог быть им под стать.

 

Его поддерживало министерство культуры, помогая издавать написанные им книги. Поэт Иван Костин помогал в редактировании. Особую поддержку Рюрику Петровичу и его детищу оказал Карельский государственный краеведческий музей. Людмила Васильевна Лопаткина организовала работу по превращению народного музея в профессиональный, с системой учета и хранения коллекции. Вепсский музей стал отделом КГКМ, а теперь является филиалом Национального музея Карелии.

 

В 1999 году знаменитая Алла Сурикова – кинорежиссер первой шеренги, имевшая в рюкзаке своего опыта фильмы «Человек с бульвара Капуцинов», «Чокнутые», «Ищите женщину» (это один из немногих фильмов, при демонстрации которого мы с женой просто замираем), бросает все, едет в Шелтозеро, живет у Лониных в доме и снимает о Рюрике Петровиче фильм «Рюрик и его Шелтозеро». Это был фильм из цикла «Провинциальные музеи России» (50 документальных фильмов по 26 минут каждый). Ну, просто «Вепссайдская история»! Алла Сурикова снимала фильм во многих вепсских деревнях и как когда-то в 20-х годах XIX века Андрей Шегрен впервые научно описал вепсов, введя проблему их изучения в мировую науку, она сделала первое серьезное документальное киноисследование.

 

После смерти великого поборника его музею присвоено имя Рюрика Петровича Лонина, и я горд, что приказ об этом подписан мною. Раз в два года проводятся Лонинские чтения, в которых принимают участие ученые, краеведы, музейщики, а главное дети-школьники, потомки тех молочных слушателей, впитавшие с тем самым молоком… В 2014 году с помощью Министерства культуры Карелии и Министерства по вопросам национальной политики дом Мелькиных отреставрирован, завершено обновленние экспозиции вепсского музея, которым заведует ученица Рюрика Петровича Наталья Анхимова, тоже борец и тоже поборник…

 

Дело, которому служил Рюрик Лонин, живет. Но знают его в Карелии недостаточно. Вся страна знает подвиг Семена Степановича Гейченко, возродившего пушкинское Михайловское. У нас есть свой вепсский Гейченко. Предлагаю учредить премию имени Рюрика Лонина, которую вручали бы сохранителям материального и духовного наследия Карелии. Вручать ее надо не чаще, чем раз в три года. Для музейной сферы нужно время, с кондачка ничего не создашь… С другой стороны, сохранители культуры всегда в цейтноте. Если где-то в деревне умерла старушка – на одну колыбельную мир обеднел. Значит, духовно беднее стали все мы.

На фото: Дом Мелькиных

karelia.ru

Главная » Искусство сварки »
Просмотров: 2978 Теги: коллекция, сварщик, культура




Сварочное оборудование в ассортименте:



Прокомментируйте своё видение
Имя *:
Email *:
Код *:


Новости сварки

Сварные байки

Будьте с нами

Центр Сварки 21 в Вконтакте Центр Сварки 21 в Твиттер Центр Сварки 21 на Ютуб Центр Сварки 21 в Лавжурнал Центр Сварки 21 в Тумблер




Реклама

футболки

Опрос

Вам нравится с нами работать?
Каталог сварочного оборудования