С началом Великой Отечественной войны страна нуждалась в десятках тысяч танков. Одним из серьезных препятствий к увеличению их выпуска стали бронекорпуса, которые необходимо было сваривать. Чтобы выполнить эту работу, нужны были тысячи высококвалифицированных сварщиков. Даже в мирное время заводу не хватало опытных сварщиков, а в военные годы набрать необходимое количество специалистов – задача практически невыполнимая. Выход был только один – внедрение автоматической сварки.
На фото: автоматическая сварочная установка для приварки крыши к корпусу башни. 1944-1945 гг. Фотография из фондов музея УВЗ
Отдел главного сварщика Уралвагонзавода отмечает 85-летний юбилей и профессиональный праздник – День сварщика. В мае 1936 года на предприятии было основано центральное сварочное бюро, которое позже было реорганизовано в отдел главного сварщика.
Сегодня на УВЗ трудятся более 1500 специалистов сварочного дела. Ежегодно на заводе производится около 250 тыс. тонн сварных конструкций, свыше 50 тыс. км сварочных швов – это больше длины экватора. На предприятии применяются сварочные технологии, многие из которых были разработаны именно на УВЗ. Еще в 1930-е здесь был изобретен первый в мире полуавтомат сварки наклонным электродом. В годы Великой Отечественной войны именно на Уралвагонзаводе выдающийся ученый Евгений Патон разработал технологию автосварки броневых корпусов, которая позволила в несколько раз увеличить выпуск танков Т-34.
Еще в 1930-е годы отечественные танкостроители задумались над возможностью внедрения электрической сварки для соединения броневых конструкций. Стало очевидно, что крепление броневых листов с помощью заклепок – вчерашний день. Несколько лет ушло на запуск электросварки в серию, и уже в 1935 году технология была освоена при производстве корпусов и башен танков Т-26.
С началом Великой Отечественной войны страна нуждалась в десятках тысяч танков. Одним из серьезных препятствий к увеличению их выпуска стали бронекорпуса, которые необходимо было сваривать. Чтобы выполнить эту работу, нужны были тысячи высококвалифицированных сварщиков. Даже в мирное время заводу не хватало опытных сварщиков, а в военные годы набрать необходимое количество специалистов – задача практически невыполнимая. Выход был только один – внедрение автоматической сварки.
Накануне войны Институт электросварки АН УССР под руководством Евгения Оскаровича Патона начал разрабатывать технологию автоматической сварки брони под флюсом с электродной проволокой. Новинку, согласно решению правительства, планировалось внедрить на десятках заводов – при производстве вагонов, котлов, балок для мостов и других конструкций. Но война внесла свои коррективы – осваивать новую технологию решено было на Уралвагонзаводе в Нижнем Тагиле, куда эвакуировался Институт электросварки.
Уралвагонзавод стал первым в мире предприятием, где был построен конвейер сварки бронекорпуса. В первую очередь, это позволило увеличить производительность труда в несколько раз. К примеру, если раньше на приваривание днища и подкрылка танка к борту сварщик затрачивал около 20 часов, то сварочный автомат выполнял эту работу всего за два часа. Причем управлять им мог даже ученик с невысоким уровнем подготовки. Кроме того, автоматическая сварка увеличила надежность танков – сварные швы были прочней самой брони.
В январе 1942 года из ворот сборочного цеха выехал первый Т-34, полностью сваренный на линии автоматических установок. К концу года во двор Уралвагонзавода каждый день выезжало уже по 15 новеньких «тридцатьчетверок». Для сравнения, в США автоматическая сварка под слоем флюса стала применяться в производстве боевых машин лишь в 1944 году. В Германии сварочные автоматы появились в самом конце войны, а до этого использовалась только ручная сварка.
Летом 1944 года Институт электросварки (ИЭС) вернулся из эвакуации в Киев. Однако сотрудничество института с Уралвагонзаводом продолжилось и после войны. На протяжении еще долгих лет с заводом работал Борис Евгеньевич Патон, сын Евгения Оскаровича. С его деятельностью связаны важнейшие страницы истории УВЗ, в частности зарождение криогенного производства.
В начале 1950-х годов ракетно-космическая промышленность страны очень нуждалась в новом виде продукции – криогенных цистернах для перевозки жидкого кислорода. Экспериментальные работы по данному направлению на заводе начались в феврале 1953 года, а уже в апреле были созданы первые цистерны. Благодаря новой технологии сварки, разработанной на заводе, удалось впервые в мире изготовить цистерны из алюминиевого сплава большой толщины. Их серийное производство с октября 1953 года дало старт новой отрасли – криогенного транспортного машиностроения.
На заводе было создано специальное подразделение – «Уралкриомаш», которое занялось разработкой и выпуском систем для хранения, транспортировки и заправки баллистических ракет и космических кораблей криогенными жидкостями. Разработки завода обеспечили запуск ракеты с первым искусственным спутником Земли, а позже практически все космические старты не обходились без участия УВЗ. Сегодня здесь по-прежнему создают различное криогенное оборудование.
На 1970-е–1980-е годы приходится новый этап сотрудничества Бориса Патона и Уралвагонзавода. Предприятие налаживает серийный выпуск новых видов продукции – цельнометаллических четырехосных полувагонов и танков Т-72. Для этого требовалось освоение современного эффективного оборудования и технологий.
Борис Евгеньевич еще в 1950-е подчеркивал значимость управляемости процессами сварки. Уровень вычислительной техники спустя двадцать лет позволил воплотить его идеи и развить новое направление – создание сварочных роботов.
Е.О. Патон с макетом танка Т-34
Патон представил руководству Уралвагонзавода технологический проект реконструкции вагоносборочного производства. На заводе должен был появиться комплексный сборочно-сварочный центр – сварочные работы, а также сборку и транспортировку ожидала полная механизация. В производстве использовалось множество новинок, например автомат А-1411, который сам искал шов, производил сварку, возвращался в исходное положение. Реконструкция позволила вагоносборочному комплексу Уралвагонзавода стать лучшим в мире по своему масштабу и уровню технических возможностей.
Сегодня сварочное производство УВЗ также применяет самые передовые технологии и оборудование. Уровень механизации сварочных работ в среднем достигает 95%. Освоение выпуска новых современных изделий требует от специалистов-сварщиков создания новых ресурсосберегающих технологий, инновационных сварочных материалов, а также модернизации производства. К примеру, в последние годы проверкой на прочность для отдела главного сварщика стали работы по организации выпуска изделий по проекту «Армата». Оперативно была разработана технология изготовления огромной номенклатуры новых сварных сборочных конструкций, не имеющих аналогов в серийном производстве.