Александр Рыхальский около девяти лет назад основал в Братске кузнечную мастерскую. На тот момент у него совсем не было опыта в таком деле, а только огромное желание.
Александр Рыхальский около девяти лет назад основал в Братске кузнечную мастерскую. На тот момент у него совсем не было опыта в таком деле, а только огромное желание.
— До 2006 года я занимался заготовкой леса, но однажды понял, что хочу делать что-то другое. На тот момент я совсем ничего не знал о кузнечном ремесле, но точно понимал, что ковка мне очень интересна. Для начала обратился за помощью к мастеру, он меня обучил азам, а чуть позже у нас собралась команда из пяти человек, так и началась история нашей кузницы.
Первой совместной работой стал обычный фонарь, он и сейчас висит над входом в мастерскую — напоминает всем с чего все начиналось. За прошедшие годы мы сделали немало интересных и необычных вещей, начиная от кроватей, вешалок, столов, стульев, мангалов и садовой мебели и заканчивая монументальными произведениями солидных размеров.
Так, почти два года ушло на работу над четырехтонным паровозом, его высота — 2,5 метра, а длина — 3 метра. Вся эта конструкция предназначена для приготовления барбекю, есть и коптильня. Сейчас работаем над созданием еще одного вагончика для угля и дров.
Вторая наша масштабная работа — карета-тыква диаметром около трех метров и массой в 2,5 тонны. В ней свободно могут поместиться шесть человек, кроме того, конструкция мобильная и может передвигаться. С этой работой мы принимали участие в выставках, в том числе в Иркутске и Тальцах. Карета создавалась больше года и над ней работали 12 мастеров.
Такие крупные произведения создаются, конечно, не на заказ. Это прежде всего возможность для мастеров развивать свои навыки, пробовать работать по-новому, создавать что-то по-настоящему необычное и интересное. В противном случае любая работа превратится в рутину и не будет приносить удовлетворения. А это особенно важно в любой деятельности. В таких одновременно сложных и интересных проектах даже опытный кузнец сможет узнать о, казалось бы, знакомом материале что-то новое — именно так познаются секреты мастерства.
Любая наша работа начинается с эскиза, его разработка тоже может занять немало времени. После этого мастер подбирает необходимые материалы и переходит к воплощению замысла. При этом могут использоваться разные техники и приспособления, а их количество можно сравнить с «арсеналом» стоматолога или ювелира, только у нас масштаб, конечно, побольше. По завершении работы изделие покрывается слоем латуни или меди, чтобы выделить некоторые части, также может применяться воронение. В конечном итоге все покрывается автомобильным лаком. В таком виде изделия могут прослужить многие годы, кроме того, они, можно так сказать, антивандальные. К сожалению, находятся такие, кто пытается что-нибудь «открутить».
Самые любимые сюжеты — природа и все, что с ней связано. Также идеи черпаются в сказках и литературе. Среди наших работ — Ворона и Лиса из басни Крылова, Царевна-Лягушка, Черепаха Тортила, медведи и кабаны. В ближайших планах — создание фигур Чебурашки и Гены, но пока только готовятся эскизы.
Наш девиз или слоган: возрождение старорусских традиций. Ведь кузнечное ремесло — одно из самых древних. И сейчас, когда начали появляться новые современные материалы со сложными названиями, о ковке стали забывать. Но, несмотря на это, мы стараемся, чтобы до 100% нашей работы делалось вручную. В мастерской практически не используется сварка, мы не гнем металл и все элементы выполняем в процессе ковки под воздействием на материал высокой температуры.
В нашей работе самое главное — это реакция людей на изделия. В первую очередь они должны вызывать положительные эмоции, ведь, как известно, радость питает жизнь. Мне очень приятно, когда ручной труд ценят, а любопытство детей и взрослых только мотивирует к работе, несмотря на всю ее сложность.
ИА «Иркутск онлайн»