Сергей Андреев когда-то давно решил связать свою жизнь с металлом, и вот уже 8 лет не расстается со сварочным аппаратом.
- Расскажите, как Вы решили стать сварщиком?
- У меня отец — сварщик. Он отдал заводу 28 лет. Мне было очень интересно смотреть на его работу. Иногда отец брал меня с собой на вагоноремонтный завод. Когда я был маленьким, он мне показывал, как плавится металл, объснял, что и как нужно делать. Я даже маску надевал. Но инструмент в руки он мне не давал, да я почему-то его панически боялся. Искры, ток. Было увлекательно и страшно. Получилось так, что я позже тоже пошел работать на ВРЗ, но уже столяром. Потом наступили сложные времена, и мне пришлось оттуда уволился. Так я попал на Дормаш. Однажды меня отправили в командировку, именно там я и взял первый раз в руки сварочный инструмент. Попробовал, заинтересовало, выучился, так все и пошло.
- Где вы получали профессию сварщика?
- Я целенаправленно пошел на курсы сварщика. Для этого мне пришлось четыре месяца отучиться в учебном центре «Профессионал». Это было в 2007 году назад.
- Какие дисциплины потребовалось сдать для поступления?
- Никаких предметов для поступления на курсы я не сдавал. Просто пришел с большим желанием научиться. Мне преподавали разные дисциплины, которые могли в дальнейшем пригодиться в профессии: материаловедение, сопромат, сварочное дело, техника безопасности и т.д. Все, что нужно для начальных навыков. Потом в конце сдавал комплексный экзамен. Кстати, вместе со мной занимались около тридцати человек, даже были две девушки.
- А что самое сложное было в обучении?
- Со всеми предметами был знаком изначально, поэтому не могу сказать, что учеба далась мне с трудом. С химией труднее было — это еще со школы. А так ничего сложного, по крайней мере я многое уже знал.
- Вы помните свой первый рабочий день?
Да помню. Он был, честно говоря, немного сумасшедший. Вроде бы варить умеешь, а все какие-то нюансы открывались каждый раз. Я привыкал около недели: к коллективу присматривался, да и они ко мне тоже. Я боялся подвести.
- Возникала ли у вас когда-нибудь мысль сменить профессию?
- Нет, никогда не было такой мысли. У меня характер, видимо, такой закаленный с детства, родители так воспитали. Я упорный. Считаю, что если уж начал, то надо добиваться результатов.
- Какие нюансы есть в Вашей работе?
- Я люблю, когда передо мной лежит груда металлолома, есть определенные чертежи, и ты из всего этого делаешь, например, квадратную конструкцию. Но у этого куба есть своя сложность: когда ты его обвариваешь, то металл начинает нагреваться. Температура достигает до трех тысяч градусов. Из-за этого конструкция может исказиться. Чтобы этого не произошло, нужно придерживаться определенных технологий.
- Кто-то из Ваших друзей занимается сварочным делом?
- Когда я поехал в командировку, еще будучи столяром, со мной был друг-сварщик. И я его как-то попросил, чтобы он дал мне попробовать посваривать. Отец, в принципе, показывал, как это все делается, но пробовать не давал. Наверное, больше всего друг мне и объяснил что к чему - так сказать, посвятил в профессию. То, что я посвятил себя этому делу - это и его заслуга тоже. Когда я стал бригадиром, и этого самого друга к себе позвал. Так что до сих пор мы работаем вместе.
- Какие плюсы дает Ваша профессия?
- С такой профессией без масла точно не останешься (смеется). Если ты хороший специалист, то сможешь обеспечить и себя, и семью. В сварке очень много разновидностей: ручная дуговая, газовая, механизированная, импульсная можно долго перечислять. К каждой требуется свой подход, нужно приложить определенные усилия и умения. Хотя всем сразу владеть нельзя, это просто невозможно. Это неограниченное поле для экспериментов. Можно идти дальше и все познавать. В этой профессии нет пика мастерства, ты постоянно узнаешь что-то новое, совершенствуешься.
- Что самое сложно в этой профессии?
- Для меня самое сложное — это получение аттестации. Здесь даже не сколько сложно, а больше волнительно. Ты знаешь, умеешь, понимаешь, как все это делается, но с волнением справиться не можешь. И в глубине души думаешь: «А вдруг не получится?».
- Расскажите подробнее про аттестацию
- Сейчас многие уважающие себя организации отправляют своих сварщиков на аттестацию. Она нужна для того, чтобы ты смог потом варить сложные металлоконструкции. Я как раз ее прохожу. Например, на газопровод не поставишь человека, который до этого сваривал кровати. Аттестация определяет, сможет ли человек браться за сложные проекты. Сварщик, который получил аттестацию, ставит потом свое клеймо на изделии. В случае некачественно выполненной работы, можно сразу определить исполнителя. Аттестация несет за собой большую ответственность.
- У Вас уже большой опыт. Скажите, стоит ли молодым людям начинать учиться на сварщика?
- Идти работать сварщиком можно и нужно, но при этом надо иметь крепкие нервы, а главное - быть упорным.
- То есть упорство — это главное в профессии сварщика?
- Приведу пример. Однажды мне посчастливилось обучать сварочному делу нескольких студентов. В марте завод меня отправил в училище №29. Мне поставили цель — подготовить молодых сварщиков к чемпионату по профессиональному мастерству «WorldSkills». Я взял трех студентов на воспитание, так сказать. Среди них был очень старательный мальчик, мне показалось даже, что он похож чем-то на меня. Он в своем деле очень грамотный, причем и критику мог адекватно выслушать. Очень рад я за него, он занял второе место на чемпионате, всего пару баллов до призового не хватило. А остальные быстро сдавались, повторяли без конца: «У меня не получается, у меня не получается». Показываешь, а они не видят и не слышат, таким бы людям я просто не советовал идти в это дело, пусть лучше найдут себя в чем-то другом.