Мимо магазина автозапчастей на окраине Абакана спокойно не пройти и не проехать.
После того, как у входа появился железный двухметровый «охранник», число посетителей заметно выросло: люди специально приходят, чтобы сфотографироваться рядом с необычной скульптурой, и даже имя придумали — Чужой. Вместо головы — детали от двигателя автомобиля, волосы — мотоциклетная цепь, а ещё — свечи зажигания, рессоры, подшипники, шатуны...
Чужой, появившийся здесь ещё летом, уже стал для горожан «своим». Несколько человек хотели даже купить железного красавца или сделать такого же на заказ. Но продавать свои работы автор не хочет. А создавать новые — пока нет времени.
Удивительные скульптуры из автозапчастей житель Абакана Александр Безрук начал делать пару лет назад. Водитель грузовика и заядлый байкер, он обожает блеск металла!
— Бабушка подарила мопед, когда мне десять лет исполнилось: ЗИФ-77. И с того момента я буквально заболел техникой. Потом уже были «Ява», «Урал», «Юпитер» — да много!
Сейчас у меня австрийский КТМ, 690 кубов двигатель. Надёжный мотоцикл, маневренный, полстраны на нём объездил. Мечтаю ещё о трайке с тремя колёсами, — рассказывает Александр.
— Скорость, мощь, ветер в лицо, линия горизонта впереди — свобода! Без этого уже не могу, это моя стихия. Я и профессию себе подобрал, чтобы находиться в дороге, в движении — занимаюсь грузоперевозками. А вообще всю жизнь чему-то учусь — ветеринар, токарь, сварщик...
— А творчество?
— Идея родилась спонтанно. Заказов по работе не было, делать нечего. Захотелось что-нибудь смастерить для своего байк-клуба.
Двор возле его частного дома буквально завален автоломом. Видавшие виды запчасти везут со всей округи: старые выхлопные трубы, коробки передач, шурупы, рычаги и вовсе непонятные железяки.
— Когда начинаю очередную работу, иду к этой куче, как художник идёт к палитре, — смеётся Александр.
Впрочем, художественного образования у него нет, зато есть золотые руки и богатое воображение. Никаких эскизов или схем из Интернета мастер не использует. Порой невероятная форма запчасти дарит такой чёткий образ в голове, что приходится специально искать старые детали и даже варварски гнуть купленные на рынке совершенно новые.
В семье не сразу смирились с таким увлечением. Сначала дочь с женой ворчали: «Почему так много хлама дома?». А потом увидели, что из этого стало что-то выходить. Я даже сделал жене под карандаши и ручки настольный мини-мотоцикл с люлькой, она осталась довольна.
Почти все свои работы Александр раздаривает друзьям. Самые дорогие сердцу хранит дома. Журнальный столик в его комнате весит полтонны: под стеклянной крышкой — двигатель японского мотоцикла Wing 1961 года выпуска, на стене — часы из тормозных дисков, а на полках расположились миниатюрные образцы авто- и мототехники.
Одни модели, по словам Александра, получается сделать сразу, над другими приходится корпеть не один месяц. К примеру, трактор появился за день, а вот для мотоцикла долго не получалось найти подходящих запчастей. У него крутятся колёса, поворачивается руль, есть даже бензобак и... выхлопная труба!
— Чужого месяц делал, никак не мог придумать лицо. В итоге дело сдвинулось, когда сосед принёс ножи от старого комбайна. Другой знакомый отдал подвеску и свечи зажигания. Так появился у Чужого пулемёт. Вообще это моя первая большая работа — вес железного человека около 200 килограммов.
Как только снова появится время для «ничегонеделания», Александр хочет соорудить не менее масштабную фигуру инопланетного чудовища на четырёх ногах с длинным хвостом.