Экскурсия на Атоммаш, предприятие-колосс, которое чуть было не обрушилось после распада Советского Союза, лишь сейчас придя в себя (30 тысяч работников во времена СССР оптимизировано до 2,5 тысяч).
Такого цеха я не видел просто никогда – 500х800 метров – буквально доходя до линии горизонта. По гигантским корпусам перемещаются исключительно на велосипедах, а изготавливают здесь самое ответственное, что придумано человечеством для укрощения мирного атома – реакторные установки, парогенераторы для атомных энергоблоков, а еще штучное, по размерам – гигантское – оборудование для нефтяной и газовой промышленности.
Реакторная установка для Балтийской АЭС, изготовленная в течение полутора лет, готова и упакована – дело за геополитическими решениями руководства страны: Калининградская область – особый регион.
А уж изделия-то здесь какие особенные! Представьте себе кусок металла толщиной 300 мм с множеством технологических отверстий. В очертаниях это – огромная цистерна, только устроенная куда сложнее. По сути – котел, где укрощается энергия атома. Степень надежности и многоступенчатых проверок – рентгеном, ультразвуком и прочим – даже усвоить архисложно. А уж изготовить…
– Наша гордость – сварщики, которые входят в сборную страны и участвуют в мировых первенствах по сварке.
Всего их у нас – 264 человека, и чтобы научить варить один весьма ответственный конкретный шов, нужно затратить полгода.
Вот, например, сварщик влезает в это отверстие парогенератора (диаметр не больше полуметра) и в замкнутом пространстве изнутри ведет сварку, порою оказываясь в положении вниз головой.
– Это какие же деньжищи такие умельцы получать должны?
– Не так уж и много, Ростовский регион – не из богатых. В среднем «сварные» получают чуть больше 40 тысяч. Мы ничего от вас не скрываем.
…Отдельное информационное «лакомство» – строящийся блок Ростовской АЭС – по счету на ней 4-й. Он – аналог балаковских блоков с ВВЭР-1000, уже прошел горячую обкатку, а это значит, что до конца года должен быть введен в эксплуатацию – событие для региона и всей страны знаковое!
И мы там, где через считанные недели вход будет закрыт на десятилетия – в сердце реактора, в зоне, которая будет контролироваться лишь дистанционно – через толстенные стены и двери.
Проникаясь неповторимостью момента, ощущаем себя сталкерами – не больше, но и не меньше. Даже вскарабкаться сюда по бесконечным лестницам на отметку 36 неимоверно трудно. Тяжело дыша, ощущаем себя почти альпинистами. Кстати, для самого южного энергетического реактора России топливо уже готово. Оно ждет отправки в Волгодонск и своеобразного новоселья, чтобы запитать новой волной энергомощности Южного федерального округа.
– Если бы экономика страны развивалась на порядок быстрее, то надобность в строительстве новых блоков была бы куда острее.
Что ж, в откровенности атомщикам не откажешь…
Суть № 39, Сергей ГУБАНОВ